К основному контенту

След Велеса в русских сказках и былинах

Давайте обратимся к прекрасной старой сказке "По колено в серебре, по локоть в золоте". В работе замечательного советского писателя-фольклориста Александра Николаевича Нечаева она называется "Иван, вдовий сын" [1]. Cказку открывает типичный заговор: "На море на океане, на острове Буяне есть бык печеный. В одном боку у быка нож точеный, а в другом чеснок толченый. Знай режь, в чеснок помакивай да вволю ешь. Худо ли?"

Корова или бык, или лось ("лесная корова") - это тотемное животное "скотьего" бога русов и славян - Велеса. Зачастую в глубокой древности быка приносили в дар кумиру, разделывая на жертвенном камне. Остров Буян в ряде исследований отождествляется с Руяном-Рюгеном, где вплоть до 1168 года процветало словенское язычество. В других заговорах упоминаются вместе мистический Буян, его обитатели и алатырь-камень [2,5]. Не тот великий Алатырь, что закрывает вход в пекельное царство, а просто камень на перекрестке, возле которого справляли традиционный ритуал, делали подношения подземным божествам и хранителям дорог. Алатырь - значит "алтарь". (Это же самое наблюдаем в культе древнегреческой богини, ужасной Гекаты)

Вернемся к русской сказке. Как водится, ее герой - Иван, хоть и не дурак и не царского роду, но у него злой отчим-купец. Желая отделаться от парня, он увозит его с собой в чужую сторону, где затевает ссору. Обвиняет в пропаже товара:
- Съел пряники, да еще и отпирается, чтоб тебя шут, такого-сякого, взял!
Только успел сказать, как в ту же минуту ельник-березник зашумел, затрещал, все кругом потемнело, и показался из лесной чащи старик, страшенный-престрашенный: голова как сенная копна, глазищи, будто чашищи, в плечах косая сажень и сам вровень с лесом.
- За то, что отдал ты мне, шуту, парня, получай свой короб заедок!

В этом описании угадывается волохатый ВЕЛес-Сноп. ВЕЛикий и могучий покровитель лесного мира. В то же время Велес связан с обильностью урожая и благоденствием. Миролюбов пишет, что на сжатой ниве крестьянин оставлял бородку - колосья, связанные в пук - дань Велесу. Он же отмечает, что древние славяне оказывали почтение Снопу - символу волос [3]. Волосыни или Волосажары также могут быть отождествлены с небесными хлебами.
Не стоит забывать, что Велес, подобно Одину, повелитель мертвых, и проводник "душ" умерших в пекельное царство, как и Гермес. Наконец, он Страж врат Светлого Ирия - славянской Вальгаллы. Так, обнаруживается еще одна, неочевиднуа, но очень красивая связь мертвых и Велеса. Смерть косит - колосья срезаются. Смерть подкашивает людей. Колосья - добыча земледельца, а мертвые - добыча смерти. Почва питающая колосья состоит из праха предков.

Прозвище "шут", близкое к слову "скоморох", также указывает на связь с Велесом (а скандинавский аналог Велеса - это трикстер Локи, кривое отражение Одина). Языческие пляски, кривляние да ломание скоморохов - истолковывались христианской церковью как одержимость бесом. Великий Один благословил скальдов, и буйный ВОЛОС покровительствовал эпическому творчеству, ВОЛЬным скоморохам, как ранее боянам. В весьма раннее время образовался этот особенный класс музыкантов, певцов, поэтов, словом, "людей вещих", которые хранили в своей памяти эпические сказания старины, пели их под звуки гуслей и других инструментов и играли главную роль в народных празднествах. Название "скоморохи" остается пока до конца не объясненным филологами. По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музыкою, наряжались в маскарадные платья, пели, плясали, кривлялись и творили разные "глумы". Важное значение гусляров и скоморохов у славян доказывается и участием их в религиозных обрядах (на праздниках, свадьбах, поминках), и сильными нападками на них христианского духовенства - оно видело в них не одну простую забаву, но языческий обряд: "Дьявол соблазняет народ всяческими льстями, прибавляя ны от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видимъ бо игрища утолчена и людий множество, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а церкви стоят пусты".

"Шут" парня похваливает:
- Ну, молодец! Есть у тебя сноровка и руки, видать, золотые, только сила ребячья. Да то дело поправимое.
Достал с полки кувшин:
- Выпей три глотка.
Иван выпил и чует - сила у него утроилась.

Да и затем, по ходу сказки, чтобы убежать от Хозяина, Иван пьет волшебные напитки шута: зеленый, красный, белый. Здесь вспомним калик перехожих да переброжих - этих дервишей святой Руси. Не они ли напоили да заговорили Муромца, так что обрел Илья силы, достаточные для повседневных крестьянских работ? [4].
"Существует предположение, что Илья Муромец - лицо историческое. Он жил якобы около 1188 года, но в былинах его образ подвергся мифологической обработке. Былины об исцелении Ильи позднего происхождения и относятся примерно к 17 веку" [5]. В былинах упоминается, что Илья творит крест, поспевает к обедне, чтит св.Николу. Но кто такие калики, как не наследие великого прошлого русичей, бродячие нищие сказители - служители языческого бога мудрости. Это ВОЛОС помогал творить им бытовое ВОЛШебство-ВОЛОШбу. А высшая магия была доступна другому ведическому сословию русов-жрецов - ВОЛХвам. Тот же ВЕЛес, как и Один [6], дал ВЕДунам ВЕЩий дар. ВОЛОС-ВОДчий (мертвых) - ВОДА (слав. бог битв) - ВОТАН-ВОДЕН-ОДИН-ОДДА. Кажущееся противоречие - обращение Л-Д в Щ легко устранимо. Вещие ведают имена, они знают как "вещать-величать-велеть".

- Вот теперь тебе легче будет с хозяйством управляться!
Поели, попили. Поднялся старик из-за стола:
- Пойдем, я тебе все обзаведение покажу.
Взял связку ключей и повел Ивана по горницам да кладовым:
- Вот в этой клети золото, а в той, что напротив, серебро.
В третью кладовую зашли - там каменья самоцветные и жемчуг скатный. В четвертой - дорогие меха: лисицы, куницы да черные соболя. После того вниз спустились. Тут вин, меда и разных напитков двенадцать подвалов бочками заставлено. Потом снова наверх поднялись. Отворил старик дверь. Иван через порог переступил, да так и ахнул. По стенам развешаны богатырские доспехи и конская сбруя. Все червонным золотом и дорогими каменьями изукрашено, как огонь горит, переливается на солнышке.

А нам и ранее было известно, что "скотий" Велес - бог достатка и богатства, это хозяйственный бог. Правда, в сказке, передаваемой изустно многие века пока господствовало христианство, многое вывернулось да искривилось. Сказка рисует шута классическим негодяем и садистом, не замечая или обходя стороной неблаговидные вороватые поступки главных героев. Шут Ивана к делу пристроил, поил, кормил, доверил ему свое имущество. В дальнейшем Иван, вдовий сын, с помощью вещего коня, что томился в неволе у шута, выкапывает из земли схороненные шутом сокровища:

Как опустил в то золото руки - стали они по локоть золотые, как опустил в серебро ноги, они до колен посеребрились.

Именно у шута похищает Иван волшебные вещи и диковинки (гребень - лес, мыло - каменную гору, полотенце - огненную реку). Есть у Хозяина в закромах золотые скороспелые яблоки и топор-самосек. Откуда взялись они? Не иначе - созданы собственными трудами мастеровитого Велеса-шута. Не все ж ему людей в коней оборачивать, хоть и близок Велес к сверхсуществам нижнего мира. В пересказе А.Нечаева шут становится братом Змея Горыныча. Согласно Русским Ведам [7] , Велес породнился с подземным миром, горынями и самим Чернобогом, женившись на дочери Вия Буре-Яге.

Возле реки Смородинной (Смородины), по дороге в Киев-град, Илья Муромец побивает стрелою (образ молнии) велесообразного Соловья-разбойника [8], который по мнению В.Шуклина наделен чертами первозданного хтонического существа: "Разбойник не только свищет по-соловьиному и кричит по-звериному (т.е. "рычит, как рыкарь"), но и "зашипит проклятый по-змеиному". Иногда говорится, что дети Соловья-разбойника оборачиваются воронами с железными клювами, а в подвалах его обнаруживается золотая казна. Все это отражает традиционную схему при описании мифопоэтических персонажей: связь с богатством и близость к "скотьему богу" Велесу, а так же со змееподобными существами [5]".
В распоряжении автора статьи был изустный вариант былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник", записанный А.Ф.Гильфердингом в 1871 году, в котором не упоминается змеиное шипение (хотя в прозаическом пересказе И.В.Карнауховой [4] шипение и еще ряд змеиных атрибутов присутствуют). Более того, Илья не изничтожает змеиного потомства, а едет мимо. Зятья Соловья вооружены рогатинами. По версии академика Б.А.Рыбакова, Соловей не столько придорожный грабитель, сколько - "представитель тех косных сил родоплеменного строя, которые были чужды государственности, боролись за свою обособленность, противодействовали "дорогам прямоезжим" через их лесные земли - дорогам, которые особенно понадобились для связи юга с землями Вятичей и Кривичей" [9].
Однако, несомненно, что в ряде других былин отражен типичный мотив индоевропейской мифологии - противоборство громовержца (Индра-Тор-Перун, а у православных христиан Илья Пророк - Муромец) и хтонического сверхсущества. Тор ловил Мидгарского змея, потчивал его своим Мьеллниером. Но боги уступили место поколению богатырей, измельчали и их противники.
В пользу родственных связей Велеса и Соловья-разбойника говорит то, что птица-соловей поет. Поет и играет на золотых гусельках и другой Соловей - Будимирович - богатый торговец, соблазнивший Забаву Путятишну своими песнями. Гусляр Садко обретает богатство и становится купцом, равно как богат торговый гость киевский - песняр Ставр Годинович [4]. Это ли не двойной след Велесов? Не оставлены, знать, былинные герои его вниманием.

При реставрации Русских Вед [7] в части касающейся Велеса Коровича, А.И.Асов с полным правом воспользовался сказкой "Иван Быкович" [10]. Она известна так же, как "Бой на Калиновом мосту" (мост перекинут через ту же реку смерти, текущую из царства мертвых - С-МОР-одину). Близки по содержанию к ней "Сказка об Иване-богатыре" [1] и малоросский "Покатигорошек" [11]. Тенденцию Ивана Сукича-Кобылина сына-Коровича подробно рассматривает академик Б.А.Рыбаков в заключительной части своей работы [12]... На эту тему так же смотрите статью: Велес и Ярила. Суть и одно из воплощений ...

Сценарий приблизительно таков. Обладающий непомерной силой герой полуживотного происхождения (зачат женщиной или коровой от златоперой рыбы), часто вместе с братьями, едет на поиски похищеных женщин. Чтобы поход был удачен, он отправляется к кузнецам и просит сковать оружие (уж не к небесному ли кузнецу Сварогу? "Сварга" - др.инд. "небо", отсюда и русское "сварганить"). Два раза испытание палицы (меча) проходит неудачно - то гнется, то ломается. Лишь на третий раз оружие по руке. Иногда, если речь идет о братьях, они соревнуются в силе и мастерстве владения оружием. Если же изначально братьев у героя нет, то в походе он встречает трех велетов (Свернигору, Крутиуса, Вертидуба) и братается с ними.
Иван-богатырь убивает гигантского волка, Иван Быкович - трех Чудо-юд, Покатигорошек - Змея. Таким образом они справляются с первым испытанием и как-бы проходят посвящение в витязи.
Вместе с братьями или один герой выслеживает похитителя - это, например "Сам с ноготок, борода с локоток", Вий, колдун с тяжелыми веками. У него в собственности либо мешки золота, либо стадо (сорок быков) - богатый однако! Справившись с малосильными помощниками Ивана (Горыней, Усыней и Дубыней), злодей не сумел совладать с главным героем (Быковичем, Коровичем, Покатигорошком) и скрылся от преследователей в пекельном царстве, прыгнув в пропасть. Иван спускается в подземное царство, которое имеет три уровня: Медное, Серебряное, Золотое. Он находит царевен-королевен и побивает похитителя - родственника Кощея. Выташив пленниц на божий свет, названые братья предают героя, перерезав веревку. Он остается под землей, где ратается с Кощеевой сестрой - бабой Ягой или жутко сильной ведьмой. Затем герой спасает птенцов от непогоды (змея), и их мать - чудовищная птица (Могол, Орел) - выносит Ивана из-под земли. Когда у него не хватает в полете мяса, чтобы кормить птицу, герой отрезает икры собственной ноги. В завершении герой женится на королевне из пекельного царства (или богатырке-колдунье).

Заблуждается тот, кто отнесет этот миф, подобно русским былинам, ко временам поздним, когда традиционная культура индоевропейцев уже лежала растоптанная и поруганная монотеистической цивилизацией. Поразительно сходные мотивы мы найдем, например, в эпосе народов Ирана и Ирака - у курдов, одного из древнейших народов Ближнего Востока. Первое письменное упоминание о них относится к V в. до н.э. в трудах греческих историков. Еще в начале XI в. н.э. жил и писал на родном языке курдский поэт Али Харири, в XII веке- Факие Тэйра, в XV-ом - Мела Ахмед и другие [13].
В курдской сказке об Аслане (Арслане) повествуется, как женщина нашла в лесу мальчика, вскормленного львицей. В четырнадцать лет он стал уже богатырем и понапрасну калечил сверстников. Местный правитель берет парня во дворец, чтобы у его сына Мирзы Махмуда был сильный друг. Юноши выросли вместе. Как-то раз во время соревнования (скачек) Аслан победил Мирзу. Друзья поссорились, но вскоре уже рука об руку отправились странствовать. Далее они встречают великанов, но Аслан побеждает этих велетов и братается с ними. Устрашенные силой меньшого брата великаны подставляют его в схватке с чудовищным змеем, но простодушный герой убивает страшилище. Оставшись дома готовить обед, Аслан сходится в поединке с бородатым седоволосым стариком, который неимоверно силен. Потерпев поражение, старик скрылся под землей. Великаны рассказали Аслану, что его недавний противник - властитель подземного царства. В его подземном дворце томятся две девушки-красавицы. Герой спускается вниз и вызволяет пленниц, попутно убив двух дивов и еще одного змея. Преданный братьями-великанами (обрезанная веревка), Аслан остается в подземной стране. Затем он спасает птенцов чудесной птицы, которая выносит героя на белый свет. Чтобы утолить голод птицы, Аслан отрезает икру со своей ноги. Выбравшись, он мстит предателям, а сам женится вместе с Мирзой на красавицах из подземного мира.

Таким образом мы имеем дело с общей индоевропейской традицией.

Телесный недостаток древние традиционно считали печатью богов, а христиане - отметиной Сатаны. Один - одноглаз. Тюр - однорук. У Тора - во лбу точило. Буря-Яга - подслеповата. Гефест - хром. Пан - так тот вообще с козьими ногами. Инкарнации Велеса - Гамаюн и Сирин - полуптицы-полуженщины. Велес является людям в виде зверя (кота, медведя и быка) или волосатого, зачастую хромого, мужика с "бычачьими рогами". Один - потомок коровы Аудумлы, Велес - сын коровы Земун.

Велес - ведический пастух, ему подчинены стада, врачевание, травы и зелень; это ясно говорит о его ведическом происхождении. Миролюбов, описывая славянские обычаи замечает: "На Новый год Хозяйка дома шерстинку жжет в Новом огне... Уважать батьку власом - означает ставить отца наравне с Велесом, богом порядка, Гармонии и Мира, Здравия, Семьи, Музыки и Искусства... Велес чесавься, да волосья бросил - и святое Волосье (Млечный Путь) вечно горит в небе! [3]"... Так, пусть же оно всегда манит тех, кто чтит этого великого бога!

Велес - один из Трех Великих Царей, Царь земной. В его ведении весь смертный, материальный мир, от звезд до глубоких пещер и недр земных. Когда в народе обращаются к Богу, без уточнения, к кому, это относится к Велесу. Впрочем, посыл к Черту идет в тот же адрес. Дело в том, что как и у всех богов, у Велеса две стороны - светлая и темная. И когда в человеке происходит внутренняя борьба, например между "хочу" и "должен", это отражение борьбы бога с собой. Также можно упомянуть "Бой на Калиновом мосту".

Велес - бог Магии. Именно Велес сплетает из ивового лыка, пропитанного кровью Даждьбога первого человека - Ивана. Душу человеку дало дыхание Сварога, поэтому после смерти тела человека, душу Велес проводит через Пекло, где она очищается, в Вирий. Дух же человеческий зажжен любовью Лады, поэтому он переходит к тем, кого мы любим, или теряется в пространстве. Велес - бог науки вцелом, хотя у отдельных отраслей есть свои покровители.

Очень распространенная ошибка - считать Велеса богом Зла. Она происходит вследствие "обратной реконструкции" образа христианского Сатаны, которых поневоле содержит многие Велесовы черты.

Божественные аналогии, которые почитаются не больше чем за вымысел, были особой действительностью в глазах людей прошлого. То, что мы называем поэзией древних (скажем, Эдда), было для них действительной жизнью, а не маскарадом богов и героев. Если бы мы хоть немного сумели впитать в себя то особое традиционное мифологическое сознание, вероятно, знания и магия древних не показались бы современному человеку вымыслом, недостойным внимания.

Подробнее о боге Велесе см. также: Славянские Боги - Имя Велеса


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

[1]. "Иван Меньшой - разумом большой". Русские сказки, -М.: Детская литература, 1972.
[2]. Афанасьев А.Н., "Происхождение мифа". Статьи по фольклору, этнографии и мифологии, -М.: Индрик, 1996. & "Поэтические воззрения славян на природу", т 1-3., -М.: Индрик, 1994.
[3]. Миролюбов Ю., "Русский языческий фольклор"., -М.: Беловодье, 1995.
[4]. "Русские богатыри". Былины, -М.-Л.: Гос. изд-во дет.лит-ры Мин.просв.РСФСР, 1949.
[5]. Шуклин В., "Мифы русского народа", -Е-бург: Банк культ. инф., 1995.
[6]. Платов А., "Дорога на Хай Бразил или индоевропейский миф о структуре мира"., Мифы и магия индоевропейцев, Сб., N-1. -М.: Менеджер, 1995.
[7]. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга, -М.: Наука и религия, 1992.
[8]. "Былины"., сост. и прим. Ю.Г.Круглова, -М.: Просвещение, 1993.- 207 с.
[9]. Фроянов И.Я., "Древняя Русь"., -М.-СПб.: Златоуст, 1995.-703 с.
[10]. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах, -М.: Гослитиздат, 1958.
[11]. Украинские народные сказки, -М.-Л.: Гос.изд-во дет.лит-ры Мин.просв.РСФСР, 1954.
[12]. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян, -М.: Русское слово, 1997.-824 с.
[13]. Курдские народные сказки, -М.: Детская литература, 1972.

(альманах "Мифы и магия индоевропейцев" N-7, 1998.)

автор :   Дмитрий Гаврилов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три типа мышления - мифологическое, религиозное, научное

Оригинальное название: Различные типы мышления (мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе, на педагогический и воспитательный процессы. Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах. Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических

Синхронизация "Дни рождения контактов" Android с Google Calendar

Дни рождения в календаре Android или как сделать так, чтобы в календаре отображались дни рождения контактов.  Суть проблемы: отсутствие таких очевидных вещей, как отображение дней рождений контактов в календаре и соответственно не получаете уведомлений об их наступлении.. Способов решения масса, иногда поморгает синхронизация с Outlook (контакты и календарь), но можно и воспользоваться Google Calendar - для этого необходима учётная запись Google (Gmail). 

Ричард Бах. Письмо от богобоязненного человека

Я больше не могу молчать. Ведь кто-то должен сказать вам, пилоты аэропланов, как устают те, кто не принадлежит к вашему кругу, от ваших бесконечных разговоров о том, как приятно летать, и приглашений прийти в воскресенье в середине дня, чтобы немножко пролететь с вами и почувствовать, что такое полет.