К основному контенту

Имя Велеса

Велес - один из древнейших богов славянского пантеона. Имя его содержит индоевропейский корень wel/wal/f(w)il, столь же старый, сколь стары сами индоевропейцы. Второй компонент имени часто возводят к производной основе от индоевропейского глагола *es- *esъ > -es/os-u-, представленной здесь на нулевой ступени -sъ-os/s-u-.

Под этим именем, несколько измененным в различных случаях, этот бог известен всем народам балто-славянской общности. Помимо основного имени Велес, славяне употребляют имена Волос, Велс, балты - Wels (лит. и лат.), Velnias, Velinas (лит.), Veins (лат.). Балто-славянская реконструкция древнейшего варианта этого имени может выглядеть как *Vels или *Vols.

Основную смысловую нагрузку в имени Велес несет, конечно же, основа wel/wal/f(w)il , связаная с переходами между мирами. Строго научные, академические источники в этом отношении говорят о связи основы с загробным миром. И это верно: смерть - один из возможных способов перехода. Узко "загробное" значение основы реконструируется на всем североевропейском материале. Можно сравнить: балтийское welli - "день мертвых" (в этот день молились Велесу о душах усопших, дабы он проводил их в Сваргу); литовское veles - "тени усопших", vele - "душа"; скандинавское valkyrja - "валькирия", Valhalla - Вальхалла, чертог, где собираются павшие в бою герои и т.д.. Рассмотривая другие примеры: Вальгринд - ворота Асгарда, города (мира) богов, Идавель-Поле - особое место (мир?), где боги играют в мяч и т.д.. Возможно, к этому ряду примыкает и кельтское название Волшебной Страны - Аваллон (на кельтских языках Британских островов имя Аваллон может быть прочитано как "Яблочный Остров" (UbhalEilean - современный гэльский). Это прекрасный перевод, очень точно (на ассоциативном уровне) отвечающий образу Аваллона, но, быть может, в древнейшем варианте это звучало как ВалэЛон?).

Связью с загробным миром и путешествиями сквозь реальности не исчерпывается значение основы wel/wal/f(w)il. Велес - бог мудрости, волшебных ремесел и магического знания - русские слова волшебство, волшба, волшебник содержат все ту же древнюю основу. Поэзия, одно из древних магических искусств, также находится "в ведении" этого бога; отсюда - вёльва, а также - волхв и филид - вещие певцы (и священнослужители) у славян и кельтов соответственно (здесь вспомним, что "Боян - Велесов внук").

Как отмечает В.Н.Топоров, к основе *wal- , кодирующей понятия "нижний мир", "царство мертвых", "подземный луг-пастбище", восходят обозначения мифологических персонажей, интерпретируемых в контексте "основного" мифа как "противник Громовержца": можно сравнить древне-индийские "Varuna, Vrtra, Vala", литовские "Vels, Vielona, Velnias", латышское "Velns", славянское "Velesъ/Volosъ", древне-исландское "Volundr", шведские "Wieland, Wielant". (Топоров В.Н.: К реконструкции одного цикла архаических мифопредставлений в свете Latvju dai-nas" / Балто-славянские исследования 1984. М., 1986, с.49).

Ранее Ивановым В.В. и Топоровым В.Н. отмечен следующий ряд понятий, связанных с древним индоевропейским корнем "wal-val-wel-vel": valkyrja (wal- как первый компонент двучленных имен собственных, val, wal - "павшие", "поле брани", готское kiusan, Kjosa - "выбирать, испытывать"), равно как и обилие надежных и показательных параллелей *wal- в индоевропейских языках (можно сравнить хеттское "uellu" - "луг, пастбище мертвых", тохарские "A wal" - "умирать", "walu" - "мертвый", "wlalune" - "смерть", лув. "u(ua)lant" - "мертвый", греческие "Елисейские поля", "поля мертвых", литовское "Veliuona" - "бог мертвых", латышское "Velu laiks" - "дни и обряд поминовения мертвых", "пора велей", древне-русское "Велесъ" - "скотий бог", "бог нижнего мира". (Иванов В.В. и Топоров В.Н.: Исследования в области славянских древностей, М., 1974.).

Имя исконного бога всех славян, Велеса, произносимое на разные лады - Волос, Власе, Власий - мы находим, прежде всего, в русских летописях.

В лето 6415 (911) князь Олег Вещий и мужи его: "...кляшася оружием своим и Перуном, богомь своим и Волосом скотием богом и утвердиша мир."

В лето 6479 (971) уже Святослав говорил:"...да имеем клятву... и от Перуна и от Волоса, скотия бога".

Имя Велесово в обоих случаях сопровождается эпитетом "скотий", причем исследователи зачастую трактуют его буквально, бог скота, забывая, что в первую очередь слово "скотий" тогда означало, в первую очередь, "дикий". Велес - бог дикой природы, и само собой, покровитель тех, кто владеет скотом, этим древнейшим заменителем денег [В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна © ЯД ]. Чем больше у хозяина голов скота - тем богаче он. Потому Велес - не просто покровитель пастухов, а бог торговых людей. Именно потому, как написано в "Густинской летописи": "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести".

Он же - Велес - бог лесов согласно чешскому средневековому словарю "Mater Verborum". Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей. Он упомянут также в многочисленных средневековых поучениях против язычества 14-17 веков, например, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам": "(язычники) это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди."
Ну и как, скажите, увязать "злость" Велеса с тем, что именно он и есть великий покровитель искусств. "Слово о Полку Игореве" свидетельствует: "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...", а в обрядовых песнях македонских и фракийских болгар-помаков, бытовавших еще в середине прошлого века, мудрый Велес - покровитель чтения.
В другом поучении против язычества -"Слове св. Григория" - сказано о поклонении славян "скотноу богоу и попутникоу и лесну богу". То есть Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Кумиры (статуи) Велесу ставили повсеместно. Так в Киеве он стоял, предположительно, на Бабьем Торжке, отдельно от Владимирова пантеона, и был сделан из дерева. В "Житие св. Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи". В Ростове же много позже принятия христианства был уничтожен каменный кумир. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу".

Велес - посмертный судья и пастырь мертвых в своей темной ипостаси, бог магии, волшебства, ведающий сокровенное, бог Нави. В прибалтийской мифологии сохранились сведения о черте-Велнсе и Виелоне - нижних, хтонических божествах. Ближайший аналог Велеса в скандинавской мифологии - бог магии Один - носит "псевдоним" Вальфэдр, то есть "отец павших". Да и другие эддические названия с корнем Вел- или Vall- ясно об этом сведетельствуют: Вальгалла, валькирии, Вальгринд, Идавелль-поле... - все они связаны со смертью и потусторонним миром. На Руси Велес имеет божественное прозвище - Мороз (мор- т.е. смерть).
Велес не просто скотий бог, он еще и пастырь мертвых, их водчий, как другой его аналог, уже из древнегреческой мифологии - Гермес, тоже бог магии и скотий бог, покровитель рутешественников и торговли, бог мудрости и знаний.
Возможно он, Велес, и есть знаменитый Чернобог славян [точнее, одна из основных ипостасей Чернобога © ЯД ]. Велес отождествлен русским ученым Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира. Кумир был вкопан в землю так, что трехликое Велесово изображение оказывалось в буквальном смысле под землей, невидимым для непосвященного.
Именно его, Велесовых жрецов - именовали волхвами, то есть "волосатыми"; не исключено, что носили они одежды, вывернутые наизнанку, как при колядовании, а то и вовсе ходили в звериных шкурах, а прежде всего - медвежьих. Сказочный Михайло Потапыч - хозяин лесной, как и древнейший Велес.

Совершенно замечательное поминание Велеса мы найдем у Василия Татищева в "Истории Российской": "Ректор Апиц во утверждение сего  (что новгородские словене пришли на Ильмень из западных славян) приводит, якобы новагородцы древле герб имели воловью голову, как и мекленбургский; токмо я сего нигде не нахожу, токмо что идола Мокоса имели с воловьею главою". За сим сообщением угадывается еще одно имя Велеса - Мокос, созвучное с именем Великой Матери - Макоши, богини судеб и, таким образом, Велесовой жены.
Нам известно, по меньшей мере, еще три поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде. Заметим, что в индоевропейской традиции боги, имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Значит, Велес - бог судеб людских, бог счастья и удачи, тот, в чьих руках жребии. Из знаменитого собрания пословиц Даля известна такая: "Бог - не Макеш, - чем-нибудь да потешит." Это второй источник, где "Макеш-Мокос" назван богом, а не богиней. Cогласитесь, правильнее было бы тогда говорить не о Боге, а Матери Божьей. Наконец, в третий раз в мужском роде имя это употребляется в "Поведании о Мамаевом побоище великаго князя Дмитрия Ивановича Донского": "Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета ".
А вот и четвертый источник. Татищев со ссылкой на польского средневекового автора Стрыковского и его изъятия из "рускаго древняго летописца" рассказывает, что были: "1) Перун, грома бог, ему же неугасаемая жертва от дров дубовых, яко у грек и римлян Юпитеру содержана, 2) Стрибо, 3) Мокос, скотов, 4) Хорс, 5) Дидо, богиня брака и любви, 6) ея сын Ладо, или Лело, равный Купиде, 7) Тор, Купало и пр. "
Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд (они же Власожелищи, Бабы). В сочинении Афанасия Никитина "Хождение за три моря" - "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток ". Волосожарами предки наши именовали Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал".

Всеми любимый праздник "Новый год" практически совпадает с теми днями, когда огнищанин выводил вечером скот во двор, чтобы показать животным небесные чертоги "скотьего бога" - домом Велеса считалось созвездие Лесной Коровы - Лося (Большая Медведица).
Это дни Зимнего Миколы, то есть Святителя Николая, что в православии принял на себя функции Велеса. Дед Мороз в православии как раз соответствует святителю Николаю. Уже во время полевых работ, в заботе об урожае крестьянин поминает Миколу Чудотворца и убирает красочно снопы в углу избы. А Сноп есть одно из имен древнего Велеса, до конца девятнадцатого века сохранился обычай собирать последний сноп урожая "Велесу на бородку" (он же "Николина борода").
Как и Велес, Никола покровительствует путникам, например, он подсказывает Садко как спастись от Морского царя. Подобно Гермесу ("Одиссея"), Никола приходит к Садко во сне и помогает мудрым советом. В "Каликах перехожих" святитель Николай вообще становится покровителем моряков. Кроме того "стар-матер человек Микола" покровительствует при заговорах, и функции его судя по заговорам в точности совпадают с функциями древнего Велеса: "Святый Николае отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, залучает от раба Божия усови аду в челюсти "; "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней ". Следует заметить, что идет с той стороны, из Иного мира, через реку-то смердящую - Смородину. Навий властитель идет, властитель смерти.
"Святой Николай, ты разрушаешь горы, разрушаешь камни. Разрушь горе, колдовство, чародейство, зависть, ненависть, сделки, сглаз, от плохой минуты рабу Божьему не на час, не на два, а навсегда." Миколе, как и Велесу - богу богатства, посвящает былинный Садко золотую казну. И к нему же обращается за прибавлением богатства и удаче в торговле.
Велес - могучий волшебник, взять хотя бы еще былину о спасении Михайло Потыка. Михайло Потык был заколдован своей женой Марьей в камень. Его едут спасать Илья и Добрыня, названные братья, по пути к ним пристает старый "калека перехожая". Ну и понятно, напрашивается в сотоварищи. Богатыри в полный скок, калека еле шагает, а догнать его не могут. Как ни старались сам Илья со Добрынею, не удалось им сдвинуть камень тот Потыков с места. Калека просто справляется с задачей, а в конце называется Николой. Творит он великое чародейство, и колдовство Марьяны, то есть Мораны-Морены-Мары, богини смерти, оказываются развеены более древним богом той же сущности - богом магии и смерти Велесом-Николаем, выступающим под видом своего "жреца" калики перехожего.

Настают Велесовы дни, это время грозного и могучего древнего бога, хотя каждую неделю истинно его день - Среда. Тем, кто хочет о чем-то попросить Велеса, можно носить с собой обереги: камень - опал или обсидиан, металл - свинец, дерево - ель, орех или ясень. Помните о Велесе, взывайте к нему, потому что он один из истинных славянских языческих богов.

автор :
волхв Велесов   Иггельд (Дмитрий Гаврилов)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три типа мышления - мифологическое, религиозное, научное

Оригинальное название: Различные типы мышления (мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе, на педагогический и воспитательный процессы. Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах. Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических

Синхронизация "Дни рождения контактов" Android с Google Calendar

Дни рождения в календаре Android или как сделать так, чтобы в календаре отображались дни рождения контактов.  Суть проблемы: отсутствие таких очевидных вещей, как отображение дней рождений контактов в календаре и соответственно не получаете уведомлений об их наступлении.. Способов решения масса, иногда поморгает синхронизация с Outlook (контакты и календарь), но можно и воспользоваться Google Calendar - для этого необходима учётная запись Google (Gmail). 

Ричард Бах. Письмо от богобоязненного человека

Я больше не могу молчать. Ведь кто-то должен сказать вам, пилоты аэропланов, как устают те, кто не принадлежит к вашему кругу, от ваших бесконечных разговоров о том, как приятно летать, и приглашений прийти в воскресенье в середине дня, чтобы немножко пролететь с вами и почувствовать, что такое полет.