К основному контенту

«Приключения Электроника» - фильм о противостоянии систем или шпионский детектив?

...Итак, Электроник/Сыроежкин, а также Макар Гусев, Ури, профессор Громов и ещё рыжий мальчик, который не Рыжиков, а Чижиков. И «Крылатые качели» - песня, ставшая символом счастливого советского детства, красивым гимном «застойному» благополучию 1970-х. «Приключения Электроника» приняли все и сразу - уже после 1-й серии девочки разделились на тех, кому нравится Сыроежкин, а кому - его электронный двойник. Некоторые доходили до того, что писали письма артистам - Володе и Юре Торсуевым в надежде на взаимность. Тысячи эрдельтерьеров были названы Рэсси - в честь собаки Электроника, причём хозяевам было всё равно, какого пола была их эрделька - Рэсси звучало бесполо-универсально. Телевизионная премьера фильма состоялась в мае 1980 года, скоро начнутся каникулы. Впереди Олимпиада-80, мир безоблачен, модные девушки носят штаны-бананы и слушают «АББу».
Итак...

1. Создатель и его креатура.

Итак, профессор Громов - «отец» Электроника. Авторы фильма, то ли намеренно, то ли случайно выбрали на эту роль именно Николая Гринько, сыгравшего другого знаменитого «креатора» - Папу Карло. И Буратино, и Электроник изначально создавались «на радость людям» - один задумывался - как подспорье в уличном шоу-бизнесе, другой - как универсальный робот, которого можно использовать даже в качестве Робертино Лоретти. Оба «человечка», желая жить по-своему, сбегают в Большой Мир. Оба - из-за своей доверчивости - попадают на удочку к преступникам. Оба обладают возможностью открывать потайные дверцы - один с помощью Золотого Ключика, второму это дано, согласно изначальных ТХ.

На этом сходство Буратино и Электроника заканчивается, ибо один из них - полено, у другого - «...просто контакты платиновые», один - глуп и создаёт ситуации, другой - невыносимо умён и тоже... создаёт ситуации.

2. Заинтересованная сторона.

Помните, с чего начинается фильм? Руководитель преступного сообщества Стамп требует доставить ему многофункционального робота, чтобы использовать его в качестве соучастника очередных ограблений. Что удивительно? То, что главарь зарубежной мафии знает об Электронике больше, чем кто бы то ни было. Профессор Громов несколько раз подчёркивает, что об Электронике ни у кого сведений нет - он, что называется, строго засекречен. Иначе говоря, засекреченные разработки каким-то образом «утекли» за рубеж и мало того - стали достоянием преступников. Дальше - больше. Откуда-то появляется новенький уголовничек - Ури.

-Что ты умеешь?
-Всё.

Ури сильно отличается от своих коллег - он подтянут, привлекателен, неутомим, бесстрастен, но при этом не лишён остатков совести и даже - сентиментальности. Он спокойно проникает на территорию СССР, беспроблемно натурализуется и также беспроблемно вывозит Электроника в свою капстрану. Не правда ли, он слишком хорош для банды? Более того, в своей песне Ури констатирует, что он с дества «обожал приказы». Люди, обожающие приказы, не оседают в бандах, а идут в иные структуры. Не кажется ли вам, что Ури - это какой-нибудь James Bond, который должен добыть Электроника и заодно развалить непотопляемую мафию? Не через него ли к Стампу просочилась информация об Электронике? К тому же, в 3-й серии Ури хочет бежать, прихватив с собой Электроника.

Возникает вопрос - кем являлась ассистентка профессора Громова? Между нею и Ури произошёл любопытный диалог.

«-Ой, вы кто? А...«Мосэнерго»?
-Суперкарго».

Во-первых, это не Москва, во-вторых, при чём тут суперкарго? Суперкарго - это спецтермин морских грузоперевозчиков; доверенное лицо фрахтователей, сопровождающее судно для наблюдения за приемом и сдачей грузов. Всё это выглядит, как пароль и ответ на пароль.

«-Это у вас продаётся славянский шкаф?
-Шпион Петров живёт этажом выше...».3. Реклама математики.

Современные фильмы полны скрытой рекламы, в советских всё было сложнее, хотя вот «Гостья из будущего» рекламировала кефир, а «Берегись автомобиля» - машину «Волга». «Приключения Электроника» не рекламируют, казалось бы, ничего, ну, разве что мотоциклетный шлем, защитивший Ури от удара штанги. Однако фильм полон иной рекламы - можно сказать, социальной. Ибо рекламируется школьный предмет - математика. Не знаю, как у вас, но у меня именно после «Электроника» возник стойкий интерес к точным наукам. Вернее, мне показалось, что математика - это круто, нечто вроде фирменных джинсов или французских духов. И я, сугубо гуманитарный ребёнок, очень долго и весьма искренне любила алгебру.

Математика в «Приключениях Электроника» подана грамотно и вкусно. Во-первых, учитель математики в исполнении Е.Весника, - единственный препод, которого дети принимают всерьёз. Остальные - в разной степени комичны и даже немного жалки. Во-вторых, Электроник впервые демонстрирует свои таланты именно на примере геометрии. Причём, сцена с теоремой Пифагора снята красивее и убедительнее, чем пение голосом Робертино Лоретти - красивый голос пленил меньше, чем 20 способов доказывания теоремы. В-третьих, создатель Электроника сам по себе не мог быть гуманитарием и вся эта история - такая же «...повесть-сказка для научных работников младшего возраста», как и «Понедельник...» братьев Стругацких.

Ещё один интересный момент - фильм делает рекламу...отличникам. Как правило, героями детской литературы и детского кино выступают всевозможные Томы Сойеры и Незнайки. Подразумевается, что только хитроумный, весёлый двоечник (на худой конец - троечник) способен увлечь своими приключениями. А у отличника - самое большое приключение - это когда его мутузят в подворотне и на прощанье дают по голове скрипочкой (или уж сразу - виолончелью). В «Приключениях Электроника» ненавязчиво рассказывается история безбашенного Серёги, который под влиянием обстоятельств меняется в лучшую сторону. Песня «Мы маленькие дети, нам хочется гулять...» перестаёт быть для него формулой бытия. В фильме показано, что такой человек становится попросту никому не нужен.

4. Противостояние систем.

Советское кино, как известно, должно было показывать превосходство нашего строя над ненашим. Не явились исключением и «Приключения Электроника», ибо воруют мальчика-робота не наши уркаганы, а зарубежная мафия. Разумеется, это было показано для контраста, ибо советский мир в фильме изображён, как бесконечно солнечный, светлый и правильный. Если вы помните, в «Приключениях Электроника» очень много света. Но это только когда в кадре - СССР. Дикий Запад показан исключительно ночью, вечером или в рассветном тумане. Самое яркое пятно - белые джинсы Владимира Басова. Всё остальное, включая людей, серо и тускло. Собственно, они там у себя даже воровать не умеют без наших роботов. У них и часы на башне 100 лет не работают - их Электроник починил, ибо некому.

Песня, которая звучит в момент триумфа Электроника, тоже показательна:

«Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла!

Бой часов, как ключик золотой,
Двери утром весело открой!
Окна утром настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони».

Конфликт света и тьмы, вчерашнего с завтрашним и - светлого социализма с мрачным капитализмом...

Вместе с тем, в фильме нет никаких признаков советской системы, кроме пионерских галстуков, и вообще, вся жизнь слегка похожа на коммунизм - такая тихая, прекрасная, но, вместе с тем - насыщенная. Помните, сцену в игрушечном магазине? Ощущение, что игрушки детям не продают, а именно - раздают. И школа у Сыроежкина какая-то слишком шикарная, почти футуристическая. Ну, ладно, не коммунизм, а - «закрытый город», где почти все люди - физики при погонах и снабжение - лучше, чем в Москве. (Кстати, Вы заметили, как мало людей и машин в этом городе? Типичный город «почтовых ящиков».) Дети в фильме - почти идеальны по своим душевным качествам, исключение составляет глупая Кукушкина, однако, и она в конце концов исправляется. В показанной среде невозможно представить развитие событий с духе «Чучела»...

Так вот, помимо того, что этот фильм - реклама математики, он ещё и реклама советского образа жизни. Ненавязчивая, некрикливая и без_лозунговая. Просто у них - всегда темно и воры, а у нас - много света и математика.

5. Блондины и брюнеты.

Многие помнят, что братьев Торсуевых для этого фильма выкрасили пергидридрольной краской: от природы они - тёмные шатены, почти брюнеты. Я не читала книжку Евгения Велтистова, поэтому не знаю, было ли это перекрашивание нужно по сюжету или - нет. Однако герой-блондин почему то всегда оказывался предпочительнее. (Вспоминается случай с Леонидом Утёсовым, выкрашенным для фильма «Весёлые ребята»). Здесь - тоже. Положительной девочке-блондинке с идеально-солнечным именем - Майя Светлова - противопосталена смуглая брюнетка - Зоя Кукушкина. Оптимизма добавляют классические «рыжие» - Макар Гусев и Чижиков. Этим, вероятно, тоже создавался дополнительный «источник света» в картине.

6. Отцы и дети.

Этот типовой конфликт, воспетый некогда Иваном Тургеневым, в «Приключениях Электроника» получает интересное освещение. Во-первых, интересна (но в чём-то и типична) семья главного героя - Серёги. Мама, судя по тому, что у неё можно взять словарь с латинскими терминами - интеллигентка (хотя, возможно, она простая медсестра). Папа - сугубо пролетарий, дальнобойщик. Своего сына, в принципе, понимает, ибо сразу видно, что сам он такой же. Ему, в отличие от интеллигентной мамы, сын-электроник как-то не очень приятен, хотя, формально он и рад сыновним пятёркам. Что бросается в глаза? Родителям некогда воспитывать сына, хотя заметно, что мама работает посменно (она несколько раз появляется дома днём). Семьи других ребят показаны в сцене родительского собрания - посмотрите: дети получились копиями своих отцов и матерей. Очень интересен и рефрен: «Пора заканчивать с тайнами!»

7. Светлое будущее?

«Только небо, только ветер,
Только радость впереди...»

Сейчас модно рассуждать на тему - как могло выглядеть будущее героев того или иного советского фильма после Перестройки? Хочется, конечно, предположить, что Сыроежкин сделается компьютерщиком, а не рэтекиром, а красивенькая девочка Майя - не стриптизёршей, а тренершей. И что Макара Гусева не убьют ни в Афгане, ни в «криминальных войнах» и что учитель математики не будет собирать бутылки. Также хочется верить, что Кукушкина всё-таки займётся спортом (как посоветовал ей физрук) и вообще выйдет замуж за поумневшего Сыроежкина. И что Электроник с горя не уедет в Америку и не превратится там в Терминатора.

http://zina-korzina.livejournal.com/299089.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три типа мышления - мифологическое, религиозное, научное

Оригинальное название: Различные типы мышления (мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе, на педагогический и воспитательный процессы. Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах. Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических ...

Отрывок из "Восход Черного Солнца" Джорджа Локхарда

   - Давно это было... А может, и не было. Но рассказывают, что еще до начала времен, когда не родились даже звезды, из бесконечного пламени возник бог. Он был одинок, зато всемогущ. Минули бесчисленные века, но бог лишь продолжал познавать собственную силу, пока однажды у него не родилась мысль: зачем нужно могущество, которым некому восторгаться? Следом за мыслью родился план, а поскольку бог тот был, по сути, ребенком, он немедленно принялся воплощать этот план в жизнь. Сначала он создал живое существо, способное мыслить, и спросил:    "Ощущаешь ли ты восторг при виде того, сколь я совершенен?"    "Нет, - ответило существо. - Потому что нет более жалкого зрелища, чем сила, не имеющая цели.    Тогда бог создал прекрасные земли, наполнил их жизнью и красотой, зажег на небесах звезды и вновь вопросил:    "Но теперь ты видишь, сколь я велик и могуч?"    "Оглянись, - ответило существо. - Творение твое - не более чем точка по ...

Синхронизация "Дни рождения контактов" Android с Google Calendar

Дни рождения в календаре Android или как сделать так, чтобы в календаре отображались дни рождения контактов.  Суть проблемы: отсутствие таких очевидных вещей, как отображение дней рождений контактов в календаре и соответственно не получаете уведомлений об их наступлении.. Способов решения масса, иногда поморгает синхронизация с Outlook (контакты и календарь), но можно и воспользоваться Google Calendar - для этого необходима учётная запись Google (Gmail).