К основному контенту

О природе ненависти в конфликте христианства и язычества

Эмоции - самое загадочное явление психики человека и животных. Взять хотя бы такое проявление эмоций, как улыбка. Демонстрация зубов и рычание у многих млекопитающих - знак вызова и агрессии. А у человека улыбка и смех трансформировались в знак дружелюбия и симпатии.
Эмоции возникают при возникновении непреодолимого препятствия (негативные - плач, слезы) или после преодоления непреодолимого препятствия (радость, смех). Ненависть однозначно связана с такими негативными эмоциями как страх и стыд. Ненависть - одна из самых мощнейших эмоций. Она присуща и человеку и животным.

Один очень знаменитый дрессировщик утверждал, что он дрессирует животных только лаской. При этом он загадочно улыбался, то есть тем самым неосознанно показывая, что он преодолел непреодолимое препятствие. А все дело было в том, что если он дрессировал слона, то маленького слоненка держали взаперти в темном холодном помещении, где его регулярно избивали ломами два крепких рабочих. После определенного времени такой политики кнута наступало время политики пряника и знаменитый дрессировщик выводил слоненка на свет, к теплу, ласке и вкусной пище. Понятно, что после такого контраста в отношении к несчастному животному у него навсегда запечатлялась самая неподдельная любовь к дрессировщику и он легко поддавался дрессировке, выполняя все его команды, тем более, что сам великий дрессировщик никогда животных не бил.
И на то были веские основания. Животные отличаются от человека тем, что они почти никогда не прощают причинивших им страдания или предавших их. Если бы тому слоненку после того как он вырос попались бы рабочие, избивавшие его, то он бы их немедленно атаковал и, скорее всего, убил. Все хорошо знают, что собаки почти никогда не прощают предательства хозяев.
Определенно можно утверждать, что животные могут ненавидеть. При этом у хищников нет ненависти к их жертвам. Ненависть обычно направлена к тем, кто сильнее и кого невозможно победить в честной схватке; как правило, она возникает после пережитого страха и унижения.
Конрад Лоренц, австрийский зоолог и один из основоположников этологии - науки о поведении животных, более 50 лет назад сделал потрясающий по простоте вывод: у сильного животного обычно бывает сильная мораль, у слабого - обычно, слабая. Чем сильнее и опаснее вооружено животное, тем сильнее в нем развиты инстинкты, направленные на контроль его оружия. Волку достаточно принять позу подчинения и атакующий его соперник мгновенно остановит схватку. Ядовитые змеи никогда не кусают друг друга во время брачных турниров. Ворон ворону глаз не выклюет, хотя они вооружены мощным клювом. А такая птица как голубь ("символ мира") не имеет механизма торможения агрессии и может заклевать собрата насмерть, если последний не имеет возможности улететь. В этой связи примечательно, что если в культурах семитских народов голубь связывался с положительными значениями, то у индоевропейцев он, наоборот, символизировал гибель и смерть.

Человек по своей естественной природе - слабо вооруженное животное: даже укусить, в отличие скажем, от павиана, и то толком не может (огромные клыки павиана вызывают у людей невольное уважение). Поэтому у человека изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль. Безоружный мужчина не может в стычке нанести существенного ущерба другому: один устанет бить, а другой всегда может убежать. В спорте борьба производится по всем правилам (но за их соблюдением опять же приходится следить, и нередки случаи использования подлых приемов, если судья этого не видит), а обыденная драка двух мужчин происходит с нарушением врожденных запретов и выглядит по сравнению с поединками некоторых животных просто безобразно.
Человек начал создавать и совершенствовать оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же его почти не изменилась. Потому что оружие люди совершенствуют с помощью разума, который способен прогрессировать стремительно, а врожденные запреты совершенствует естественный отбор, работающий несоизмеримо медленнее. С этой точки зрения, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной изначальной моральности.
В человеке можно найти все то, что мы можем найти в представителях животного мира. Отсюда вывод: чем сильнее существо (как в физическом, так и в психологическом плане), тем более оно благородно и тем лучше оно контролирует свои негативные эмоции (в том числе ненависть) и агрессивное поведение.

Ненависть можно определить как желание вернуть свое, что принципиально отличается от желания присвоить чужое, то есть чувства зависти. Это желание возникает в ситуации, когда свое продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Например, тиран или диктатор вызывает ненависть не потому, что присвоил себе чужие права, но потому, что не позволяет другим обладать ими. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не "обратное присвоение" (свое не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). В таких случаях говорят нечто вроде "он мешает мне жить". Ненависть предполагает, что "правильное положение вещей" восстановится само, как только будет убрана помеха.
Ненависть всегда направлена на прошлое. Это очень существенный момент при рассмотрении причен ненависти одной группы граждан к другой. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего еще не произошло. С этой точки зрения, прошлое в целом является универсальным объектом ненависти. Ненависть является личным чувством: ненавидят не что-то, а кого-то (приоритетно). Ненависть - это ненависть к участникам отношений. Ненависть явлется наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников. Ненависть находится во взаимовлиянии с такими эмоциями как чувства страха, стыда, вины и пережитого унижения. Комбинации этих чувств создают порой причудливые букеты. Особенно часто ненависть находится во взаимодействии с чувством страха.

Известно, что ненависть придает огромные силы для преодоления непреодолимого препятствия и для победы над врагом, но это палка о двух концах - она одновременно и разрушает человеческий организм. Ненависть - как птица Маговей из русских народных сказок, которая выносит Ивана-царевича из Подземного Царства смерти, но при этом он должен кормить ее икрами свих ног (весьма распространенный сюжет в мифологии и сказках разных народов). По сюжету сказки, когда птица вынесла героя и увидела, что тот пожертвовал своими икрами, она отрыгивает их и они прирастают обратно.
В этой сказке заключен огромный смысл: для преодоления непреодолимого препятствия или победы над врагом можно пользоваться ненавистью, но первоочередная задача после победы или поражения, делающего сопротивление бесполезным - залечить душевные раны и не носить в себе никакой ненависти к противнику. Потому что это прежде всего логично, ведь постоянно испытывать отрицательные эмоции и носить их в себе - неконструктивно, так как это включает разрушительные для психики процессы. Именно поэтому человек может и должен прощать, и в этом состоит одно из главных отличий психики человека от психики животных.

Для профессиональных военных характерно уважительное отношение к противнику. Они никогда не упротребляют по отношению к противнику пренебрежительных прозвищ, а используют термин "противник". Убийство себе подобных - довольно травматичное для психики занятие и для сохранения психологического здоровья военными был выработан определенный кодекс психологической гигиены. Славяне-язычники после боя хоронили и своих павших и чужих - мертвый враг - уже не враг, и к нему относились с должным уважением.
Известно также, что демонстрация ненависти считается проявлением слабости. Характерно, что насмешки и брань направлены на разжигание ненависти у противника и в конечном итоге направлены на то, чтобы вызвать у него потерю самоконтроля и сподвигнуть его на безрассудные поступки, чем можно впоследствии воспользоваться. В этом смысловом ряду "смех - насмешка - вспышка ненависти" заключен глубокий психологический расчет. Если кто-либо смеется над противником, то его шансы на победу вырастают, при этом сам он остается собранным и в приподнятом состоянии духа, необходимом для победы. Смех имеет терапевтическое действие: он учащает пульс, уменьшает восприятие боли и увеличивает терпимость к неудобствам, что также немаловажно в бою.
Князь Святослав на предложение креститься мотивировал свой отказ тем, что его, мол, дружина засмеет. У многих людей того времени, бывших язычниками, христианская вера не вызывала ничего кроме смеха, который в том числе и помогал им переносить неудобство сосуществования с христианами. Но сегодня христианская вера иногда вызывает у некоторых язычников приступы ненависти. Разберемся, почему так происходит.

При подготовке личного состава в армии США новобранцам запрещают улыбаться. Американцы - улыбчивая нация. Улыбка автоматически бессознательно вызывает симпатии у собеседника и ответную улыбку. Если новобранец будет улыбаться, то он снимет внутреннее напряжение и тем самым преодолеет препятствие в виде психологического прессинга сержантов-инструкторов. А сержантов такое положение не устраивает: их задача - комбинацией психологического воздействия, принуждением к физическим упражнениям (рукоприкладство строго запрещено) и лишением нормального времени для сна сломать новобранца.
Современной армии не нужны воины, ей нужны исполнители, которые будут выполнять приказы бездумно и бесприкословно. В этом есть смысл, на этом построена эффективность функционирования и жизнеспособность современной армии для выполнения ею боевых задач, но при этом она калечит человеческие души. Озлобление новобранцев необходимо для того, чтобы научить их убивать врага в боевой обстановке без колебаний, вымещая на нем злобу и мстя за унижения, причиненные им сержатским составом.

Конечно, некоторых современных язычников, которые испытывают к православию и его адептам неприязнь и даже ненависть, вполне можно понять. Православные христиане утверждают, что "христианство - вера наших предков", совершенно упуская из вида, что исконная вера наших предков - это именно язычество. Православие в лице РПЦ, как, впрочем, и другие монотеистические конфессии и религии, творит психологическое насилие над неокрепшимим человеческими душами: людям внушаются догмы и идеи, которые находятся в противоречиях с реалиями современной жизни и вызывают в человеке внутренний психологический конфликт, который приводит к возникновению и развитию психосоматических заболеваний.
Особенно этому способствует наличие в православии концепции греха. Человеку внушается, что он изначально грешен и виновен при любых обстоятельствах. При этом, психологическое насилие подчас ведется с самого момента рождения человека: обряд крещения (или обряд обрезания в иудаизме и исламе) "привязывает" его к конфессии. Сам акт крещения младенцев есть грубое нарушение действующей Конституции Российской Федерации, статья 28 которой гласит: "Каждому гарантируется свобода совести, ... , свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Дети очень подвержены религиозным внушениям и уродливые проявления этих суггестий можно наблюдать на многочисленных жизненных примерах. Ведь у большинства жителей нашей страны изначально не было выбора: креститься или не креститься, связывать свою жизнь с конфессией или не делать этого.

Принятие на себя внутренней ответственности за выбранную форму поведения создает иллюзию абсолютного отсутствия внешнего давления и автономности поведения. Почти все славянское население России считают себя "православными", даже если они не знают основ учения Христа и даже если они были в церкви всего один раз в жизни - младенцами при крещении. При этом православные священники играют на самом святом чувстве наших соотечественников - материнском и отцовском инстинктах; это игра на страхе родителей за здоровье и благополучие детей, что не есть хорошо.
Такие способы давления как угрозы вечными муками ада не могут привести к значимым внутренним изменениям: человек не будет отчетливо ощущать принятое на себя обязательство. Поэтому подобное запугивание приводит к желанию нарушить запрет и уйти от навязываемой насильно идеологии, чтобы не быть в психологическом подчинении и ощутить внутреннюю свободу. Это явление описано в литературе как психологическое реактивное сопротивление. Его признаки наблюдаются у значительного числа неоязычников, особенно у молодежи, которой вообще свойственна повышенная активность в поисках средств самовыражения - им приятно оскорблять словами и действиями христианство именно потому, что человеку хочется отомстить за совершенное над ним психологическое принуждение и запугивание. С одной стороны, в этом нет ничего плохого: если есть внутренняя потребность выразить претензии к православию и РПЦ, то лучше их выразить словами и не копить агрессию в себе. Но, с другой стороны, важно понимать, что в таком состоянии нельзя пребывать всю остальную жизнь.

Хотим мы того или не хотим, но мы живем в обществе, пропитанном христианской идеологией и культурой. Задача православных священников и богословов сродни задачам сержантам армии США - сломать человека духовно, чтобы получить послушное и управляемое существо. Ведь не втоптав человека в грязь и не внушив ему, что он не может жить без грязи, невозможно заставить его подчиняться. В качестве физической меры воздействия можно рассматривать, например, пост (или какой-либо другой запрет - официальный список православных грехов содержит их около пяти сотен штук). При этом, неважно что запрещать - употребление скоромного или справление малой нужды стоя, что мы наблюдаем в исламе. Важно, что такие запреты есть; их смысл - постоянно напоминать человеку о навязанном ему внутреннем выборе, который он считает своим собственным. При этом христиане сами становятся жертвами такой духовной агрессии, ведь насилуя души других людей, они не могут не насиловать свои собственные. Почти никто из них не улыбается и не радуется жизни, а улыбается и радуется жизни Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. И понятно почему, ведь человек, понимающий суть вещей, не может смотреть на грустные физиономии православных без улыбки. Аналогия между методами современной армии и церкви более чем очевидна.
И высмеивание церкви сводит на нет все ее усилия по зомбированию людей. Именно по этой причине православное христианство с особой методичной жестокостью уничтожало институт скоморошества на Руси и преследовало скоморохов как профессиональных носителей и хранителей народного творчества. Это вполне целенаправленная ненависть церкви к нашему историческому прошлому, к исконной славянской культуре, к народному эпосу (былины, сказания, героические песни), музыке и музыкальным инструментам (гусли, дудки, сопели). Но несмотря на гонения, жива была та вечная струя, которую несли скоморохи, никогда не угасала в русском народе тяга к их веселому и дерзко-обличительному искусству, к яркой зрелищности и театральности. Ведь для православной церкви хуже чем ее высмеивание может быть только снижение доходов. А народ более предпочитал ходить на представления скоморохов, чем на церковные службы.
В Библии, а впоследствии и в христианской литературе был создан (и продолжает культивироваться ныне) образ язычника как врага и носителя всех человеческих пороков. Тот факт, что язычество существует и поныне постоянно напоминает христианам, что Русь была крещена насильно, что при мирном сосуществовании язычества и православия последнее обречено на жалкое существование - как это ясно видно на примере Японии. Ведь когда у человека есть реальный выбор, то нежизнеспособные религии лишатся адептов в лице здравомыслящих людей. Именно поэтому православные христиане ненавидят язычников сильнее, чем даже своих непосредственных конкурентов - христиан других конфессиий. Язычники одним своим существованием напоминают православным, что они на Руси чужие.

Более того, современные язычники подвергаются постоянному психологическому давлению со стороны РПЦ. Фактически, православные не признают конституционного права на свободу совести. С их стороны следуют один за другим акты агрессии в виде осквернения и разрушения языческих капищ, в средствах массовой информации не прекращаются ложные обвинения во вредоносном сектантстве, агрессивном сатанизме, антисемитизме и национализме. Они всеми правдами и неправдами выискивают на неоязычников грязь и компромат, и как правило находят, потому что - в самом своем принципе - на кого бы ни искать грязь, то ее всегда можно найти. Поскольку за последние тысячу лет положение вещей не изменилось, то важно понимать, что такое положение вещей не изменится никогда. Страх перед муками ада и отсутствие гарантий попадания в рай будут всегда приводить к тому, что адепты православия будут лишены внутреннего душевного покоя и поэтому будут устраивать охоту на ведьм. Такое их трусливо-агрессивное состояние является наиболее опасным.
Тем важнее в этих условиях неоязычникам не озлобляться в ответ. Ведь слабость и одновременно сила язычества именно в нашей высокой моральности. Это есть отражение силы и могущества языческих богов: они не мстят, а только совестят людей. Сообразно закону животного мира, сильным ни к чему самоутверждаться за счет унижения других, заведомо слабых и убогих. Незачем идти и сжигать христианскую церковь в отместку за поруганное капище. Ни к чему хулить христианского бога, ибо мы сильны духовно. А вот посмеяться над их убогой верой и предрассудками, как делали наши предки тысячу лет тому назад, вполне можно.
Христианские богословы лицемерно утверждают, что прощение обидевших нас - это их "патентованное" изобретение и что язычники не прощают врагов, а только мстят. Однако, это не так. Ничто не мешает язычнику отомстить так, как он считает нужным, и после этого простить врага, который понес заслуженное наказание. Безусловно, не следует проповедовать месть и тем более призывать к ее осуществлению, но и полностью отрицать ее как форму восстановления попранной справедливости весьма трудно. Пусть каждый поступает как ему велит совесть. Если человек не может отомстить, то лучше искренне простить обидчика; как гласит китайская пословица - "если ты будешь сидеть на берегу и ждать, то твой враг рано или поздно проплывет мимо тебя с кинжалом в спине". Если невозможно изменить положение вещей, то логичнее будет изменить внутреннее отношение к ним.

Славянская языческая традиция знает множество психотехник по избавлению от ненависти и восстановлению душевного равновесия. Православные богословы утверждают, что "люди должны прощать обидевших их", и с этим трудно не согласиться. Но они нигде не говорят, как именно прощать. Ими написаны горы литературы с наставлениями и поучениями, а вот реальных знаний, которые действительно могут помочь людям, они не дают. Ведь прощение - это определенная психологическая работа над собой. Нельзя ведь просто сказать "прощаю" и реально простить тех, кто принес нам сильные физические или моральные страдания. Также людям очень тяжело простить предательство или измену тех, кого искренне любят. Но подчас это бывает необходимо делать.
Язычники не должны относиться к своим противникам с ненавистью, потому что в современных условиях это чаще всего является нерациональным. Тем более, что если человек начнет досконально разбераться в причинах его ненависти к кому-либо, кого он считает своими врагами, то иногда может выясниться, что он просто срывает на них зло из-за неудач в других сферах своей жизни. Так уж устроен человек, что ему нужен козел отпущения для переадресации агрессии, иначе психика просто не выдержит перенапряжения. Отсюда проистекает и явление непомерного употребления водки у русских. Это своего рода механизм психологической защиты от стресса и непрятных реалий этого мира, ставший народной традицией. Это объясняется тем, что некоторые не могут избавиться от психологических проблем по-другому и поэтому решают их именно таким образом (что, впрочем, не приносит ощутимого результата, поскольку действует лишь короткое время).

Анализируя поведение некоторых язычников, можно придти к выводу, что их, как правило, волнует самый узловой момент в русской истории - крещение Руси князем Владимиром. Этот факт лишний подтверждает тезис о том, что ненависть всегда направлена в прошлое. Тогда, тысячу лет назад язычникам было нанесено оскорбление, отголоски которого можно ощущать до сих пор. И язычники пытаются избавиться от этой обиды, мысленно перемещаясь в 998 год и представляя как все происходило на самом деле. Некоторые предлагают свои литературные версии произошедшего. Чем больше таких версий будет, тем лучше.
Но тут очень важно не перейти грань, за которой начнется создание и культивирование образа православного как непримиримого врага язычников. Иначе порочный круг замкнется и вырваться из него будет очень сложно. Христиане изначально не могут вырваться из созданного ими порочного круга ненависти, поскольку имеют Библию, страницы которой пропитаны злобой и ненавистью в адрес язычников. Если язычники начнут создавать такие же произведения, то тем самым они только будут играть на руку христианам, которые заинтересованы в подобном развитии событий.
Смеяться над ними можно, а создавать образ врага не следует. Чем скорее язычники изменят свое отношение к православию как смехотворной карикатуре, тем скорее они изменят свое отношение к прошлому, ибо за языческой Традицией - будущее. Тысячу лет христианство пыталось искоренить исконные языческие верования и знания, мифологические и культурные представления, но сегодня многие осознают себя язычниками - носителями идеи справедливости, идущими стезей Прави, смеясь над нашими противниками. Ведь языческим богам - в отличие от иных - присущи такие эмоции как смех и улыбка.

Разбираясь в причинах возникновения ненависти у жителей нашей страны, можно придти к парадоксальному выводу - Великая Отечественная и гражданская войны до сих пор не закончились, они продолжает разрушать души людей. Поколение тех, кто отразил агрессию в Великой Отечественной войне не было профессиональными военными. Принявших участие в боевых действиях было слишком много, у них не было иммунитета от ненависти, и они принесли ее с собой с фронта. Она осталась в них и разрушала их самих, их семьи, калечила родных, близких, психику их собственных детей, а те в свою очередь переносили эти неразрешенные психологические проблемы на своих детей. То же самое мы наблюдаем сегодня на примере ветеранов афганской и чеченских войн: люди сломлены психологически, потому что их никто не научил правилам психологической гигиены. Здесь же следует отметить, что, например, в царскую армию призывали с 21 года, когда формирование психики более-менее закончено.
Было бы глупо считать, что в наших бедах виноваты христиане, евреи, масоны, коммунисты, гомосексуалисты, РПЦ, США, правительство, президент, олигархи, дураки, дороги, холодный климат и еще тысячи причин. Не стоит перекладывать ответственность с больной головы на здоровую. По большому счету, никто ни в чем не виноват и никто никому ничего не должен. Каждый сам должен разрешить свои психологические проблемы, и не за счет других людей. Срывать зло на других - это, как правило, проявление слабости; это бесполезно для дела и вредно для собственного здоровья.
Можно также сказать, что, по большому счету, нет ни христиан, ни язычников, а есть люди с психологическими проблемами. При этом и среди православных есть люди, которые преодолели в себе внушенный им страх перед адом, которые действительно любят весь мир и которых можно назвать святыми. Так ведь и они притесняются основной массой своих же единоверцев, которые подсознательно завидуют их спокойствию духа и святости.
Психика человека устроена более чем забавно: подсознание - это гений и идиот одновременно. Очень часто внешние обстоятельства, сопутствовавшие во времени и пространстве акту психологической травмы, налагаются друг на друга и будут вызывать негативную реакцию у человека всю оставшуюся жизнь, если он не избавится от обиды. Подсознание просто пытается оградить его от повторения неприятного сценария - возникает своего рода условный рефлекс.
Кто-нибудь видел в России кошку или собаку, которая спокойно бы сидела при вашем приближении и позволила бы себя погладить? Если да, то это молодое и глупое животное, которое еще никто не обидел. В том-то и дело, что в нашей стране даже животные несчастны и являтся жертвами психологических травм, ведь люди срывают зло на тех, кто не может ответить адекватно. А животное просто не может их простить, его психика исковеркана навсегда.

А теперь о самом главном. Как простить? У каждого будет свой способ или несколько, существенных деталей будет множество и для каждого конкретного человека может быть важна какая-то маленькая деталь, которая несущественна для другого. Надо искать и пробовать. Эта статья - всего лишь общее описание, а не готовый рецепт.
Впрочем, есть и таковой. Надо вспомнить самую болезненную обиду в вашей жизни. Необходимо мысленно вернуться в тот момент времени, когда была нанесена обида и заново ее пережить. Вспомнить все детали - очень существенны запахи и цвета. Можно со значительной степенью увереность утверждать, что практически любой человек помнит эти узловые моменты своей биографии. Главная задача - пережить неприятные моменты заново и... изменить ваше отношение к ним. Если человек при этом будет плакать, то это значит, что он попал в болевую точку, но не надо стыдиться этих слез. В первый раз это будет очень неприятно и больно, будет казаться, что лучше этого не делать: как уже было сказано, это просто подсознание пытается уберечь человека от неприятных воспоминаний всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Надо проанализировать свое поведение, и тогда придет понимание, что подсознание уже придумало тысячи оправданий, чтобы не делать неприятную работу. Данную процедуру следует повторить несколько раз до тех пор, пока о неприятном событии человек не станет вспоминать с безразличием или, еще лучше, с улыбкой. Эта улыбка укажет на то, что сознание преодолело непреодолимое препятствие. Также очень важно понять, какие именно причины вызвали психологическую травму.
Даже немотивированная, на первый взгляд, агрессия имеет вполне реальные и объяснимые причины. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода. Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту.
Многие птицы клюют землю или листья, копытные бодают кусты. Мы ударяем кулаком по столу, что-нибудь разрываем на части, а некоторые предпочитают бить посуду. Агрессия переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват. В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией противнику: "Смотри, что я могу с тобой сделать". Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Обруганный седоком извозчик в былые времена тут же огревал кнутом лошадь. Разгневанный хозяин может пнуть свою собаку. Получивший нагоняй на работе муж - обругать, придя домой, жену; рассерженная жена - обругать ребенка; ребенок - ударить котенка. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии. Обидевшие проявляют слабость, потому что они сами были когда-то и кем-то обижены. Но это их слабость, а вы можете проявить силу и мудрость, разобраться во всем и простить их. Вероятно, у них были на это объективные причины; и, если это возможно, надо найти их. Понять причины - значит стать способным простить.
Очень часто человек носит в себе обиды на родных и близких. Чужие люди не могут обидеть так сильно, потому что они чужие, их мнение для по большому счету ничего не значит, тогда как от родных и близких ожидается понимание и способность прощать. Если человек действительно простит всех, кто обидел его в течении всей жизни, то это незамедлительно отразится на его здоровье самым положительным образом. Ведь раны победителей заживают быстрее.
Многие могли слышать фразу, что "все болезни - от нервов". Это всего лишь иллюстрация того факта, что подавляющее большинство болезней вызваны именно психологическими травмами, даже инфекционные (психологически здоровый человек гораздо менее восприимчив к инфекциям). У истоков здоровья стоит любовь, у истоков болезни - ненависть. И лечить надо не болезнь, временно убирая ее симптомы, а организм. И начинать данный процесс самоизлечения надо прежде всего с собственной психики, а вслед за здоровым духом придет и телесное здоровье.

ЛИТЕРАТУРА :

— В.Р.Дольник. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев. 1993, Природа, N-3. // http://vivovoco.nns.ru/vv/papers/ecce/vv_eh4_w.htm
— К.Крылов. Поведение. Дополнение. Базовые эмоции. Три свойства сознания. // http://www.traditio.ru:8100/krylov/pv4sub.html
— К.Лоренц. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем., М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. // http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
— И.Свободная. Театр в Сибири. // http://www.biysk.ru/~bigpi/publishing/rozmusl_2001/02.html
— М.Л.Серяков. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. Москва, Алетейа, 2001

автор : Василий Волков
коррекция и дополнения (10%) :
(ЯД) Ярослав Добролюбов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три типа мышления - мифологическое, религиозное, научное

Оригинальное название: Различные типы мышления (мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе, на педагогический и воспитательный процессы. Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах. Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических

Синхронизация "Дни рождения контактов" Android с Google Calendar

Дни рождения в календаре Android или как сделать так, чтобы в календаре отображались дни рождения контактов.  Суть проблемы: отсутствие таких очевидных вещей, как отображение дней рождений контактов в календаре и соответственно не получаете уведомлений об их наступлении.. Способов решения масса, иногда поморгает синхронизация с Outlook (контакты и календарь), но можно и воспользоваться Google Calendar - для этого необходима учётная запись Google (Gmail). 

Ричард Бах. Письмо от богобоязненного человека

Я больше не могу молчать. Ведь кто-то должен сказать вам, пилоты аэропланов, как устают те, кто не принадлежит к вашему кругу, от ваших бесконечных разговоров о том, как приятно летать, и приглашений прийти в воскресенье в середине дня, чтобы немножко пролететь с вами и почувствовать, что такое полет.