К основному контенту

Почему нельзя давить на ребенка и всеми силами заставлять его учиться.


    Все родители хотят, чтобы их выросли дети по-настоящему счастливыми. Но зачастую взрослые сами гасят любознательность, которая так важна для развития и правильного восприятия окружающего мира ребенка.  Как помочь ребенку преодолеть трудности школы и сделать так, чтобы это стало ему интересно, рассказывает психолог Юлия Гиппенрейтер во второй части беседы с родителями.
    Гиппенрейтер: Ну ладно, вернемся к нам и к нашим школьникам. Есть такой момент, когда особенно в математике, физике ребенок должен понять. Вы за него понять не можете, правильно? И отсюда начинается ненависть к точным наукам часто. Например, там говорят: умножение можно заменить сложением, все равно что три раза сложить число пять или пять помножить на три. Но он может выучить: умножение, сложение — это заменяемо, и он понимает это. Я наблюдала: мальчик, который сидел в ванне, говорил: «Ой, я понял, что умножение и сложение — одно и то же». В шесть лет. «Вот три плиточки и под ними три плиточки, под ними три плиточки — это все равно, что я три и три сложу, или я это три два раза возьму». Для него это открытие было, понимаете? Понял. Эти моменты понимания. И что же происходит с детьми и родителями, когда ребенок не понимает задачку? Я не знаю, как решать, не знаю — и все тут. И что начинается? Что начинается? «Как же ты не можешь? Читай еще раз. Вот вопрос, видишь? Запиши вопрос». Там еще надо записать, да еще правильно записать, клеточки отступить. «Хорошо, думай, думай». А он не знает, как думать.

     Понимаете, я к чему это говорю? Что если возникает непонимание или ситуация выучивания текста — это же мука, это неинтересно. И это мука в том смысле, что папа сердится или мама сердится, а я балбес, падает самооценка, я не хочу этим заниматься, мне это неинтересно, я это не буду. Как здесь помогать ребенку? Наблюдать, где же он понимает и что он понимает. Нам рассказывали на лекции, тогда это было в Узбекистане, экспедиция какая-то обнаружила, что очень трудно учить было арифметике в школе для взрослых в Узбекистане, а когда они арбузами торговали, то они все правильно складывали и умножали. А сухие цифры не получаются. Значит, когда ребенок не понимает чего-то, надо исходить из его, как вам сказать, практическо-наглядных вещей, которые ему интересны, и там он вам все сложит, и все поймет. Повозите машинку с такой-то скоростью, навстречу другая машинка такая. Не в строчке запиши и какой-то вопрос в задачке задан, а давай поразбираем скорости и расстояния. Или шарики скатываем, как Галилей изучал свободное падение, или как Фейнман возил грузовичок и инерцию смотрел, понимаете? Вот так можно помогать ребенку, не по учебнику, не по школьному.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Три типа мышления - мифологическое, религиозное, научное

Оригинальное название: Различные типы мышления (мифологическое, религиозное, научное) и их влияние на базовые космологические понятия в культуре и в онтогенезе, на педагогический и воспитательный процессы. Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка. При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах. Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических ...

Отрывок из "Восход Черного Солнца" Джорджа Локхарда

   - Давно это было... А может, и не было. Но рассказывают, что еще до начала времен, когда не родились даже звезды, из бесконечного пламени возник бог. Он был одинок, зато всемогущ. Минули бесчисленные века, но бог лишь продолжал познавать собственную силу, пока однажды у него не родилась мысль: зачем нужно могущество, которым некому восторгаться? Следом за мыслью родился план, а поскольку бог тот был, по сути, ребенком, он немедленно принялся воплощать этот план в жизнь. Сначала он создал живое существо, способное мыслить, и спросил:    "Ощущаешь ли ты восторг при виде того, сколь я совершенен?"    "Нет, - ответило существо. - Потому что нет более жалкого зрелища, чем сила, не имеющая цели.    Тогда бог создал прекрасные земли, наполнил их жизнью и красотой, зажег на небесах звезды и вновь вопросил:    "Но теперь ты видишь, сколь я велик и могуч?"    "Оглянись, - ответило существо. - Творение твое - не более чем точка по ...

Синхронизация "Дни рождения контактов" Android с Google Calendar

Дни рождения в календаре Android или как сделать так, чтобы в календаре отображались дни рождения контактов.  Суть проблемы: отсутствие таких очевидных вещей, как отображение дней рождений контактов в календаре и соответственно не получаете уведомлений об их наступлении.. Способов решения масса, иногда поморгает синхронизация с Outlook (контакты и календарь), но можно и воспользоваться Google Calendar - для этого необходима учётная запись Google (Gmail).