Все родители хотят, чтобы их выросли дети по-настоящему
счастливыми. Но зачастую взрослые сами гасят любознательность, которая
так важна для развития и правильного восприятия окружающего мира
ребенка. Как помочь ребенку преодолеть трудности школы и сделать так,
чтобы это стало ему интересно, рассказывает психолог Юлия Гиппенрейтер во второй части беседы с родителями.
Гиппенрейтер: Ну ладно, вернемся к
нам и к нашим школьникам. Есть такой момент, когда особенно в
математике, физике ребенок должен понять. Вы за него понять не можете,
правильно? И отсюда начинается ненависть к точным наукам часто.
Например, там говорят: умножение можно заменить сложением, все равно что
три раза сложить число пять или пять помножить на три. Но он может
выучить: умножение, сложение — это заменяемо, и он понимает это. Я
наблюдала: мальчик, который сидел в ванне, говорил: «Ой, я понял, что
умножение и сложение — одно и то же». В шесть лет. «Вот три плиточки и
под ними три плиточки, под ними три плиточки — это все равно, что я три и
три сложу, или я это три два раза возьму». Для него это открытие было,
понимаете? Понял. Эти моменты понимания. И что же происходит с детьми и
родителями, когда ребенок не понимает задачку? Я не знаю, как решать, не
знаю — и все тут. И что начинается? Что начинается? «Как же ты не
можешь? Читай еще раз. Вот вопрос, видишь? Запиши вопрос». Там еще надо
записать, да еще правильно записать, клеточки отступить. «Хорошо, думай,
думай». А он не знает, как думать.
Понимаете, я к чему это говорю? Что если возникает непонимание или
ситуация выучивания текста — это же мука, это неинтересно. И это мука в
том смысле, что папа сердится или мама сердится, а я балбес, падает
самооценка, я не хочу этим заниматься, мне это неинтересно, я это не
буду. Как здесь помогать ребенку? Наблюдать, где же он понимает и что он
понимает. Нам рассказывали на лекции, тогда это было в Узбекистане,
экспедиция какая-то обнаружила, что очень трудно учить было арифметике в
школе для взрослых в Узбекистане, а когда они арбузами торговали, то
они все правильно складывали и умножали. А сухие цифры не получаются.
Значит, когда ребенок не понимает чего-то, надо исходить из его, как вам
сказать, практическо-наглядных вещей, которые ему интересны, и там он
вам все сложит, и все поймет. Повозите машинку с такой-то скоростью,
навстречу другая машинка такая. Не в строчке запиши и какой-то вопрос в
задачке задан, а давай поразбираем скорости и расстояния. Или шарики
скатываем, как Галилей изучал свободное падение, или как Фейнман возил
грузовичок и инерцию смотрел, понимаете? Вот так можно помогать ребенку,
не по учебнику, не по школьному.
Комментарии
Отправить комментарий